В день престольного праздника семинарского храма в БПДС состоялась лекция православного философа В.Н. Тростникова

   

13 апреля 2011 года, в день престольного праздника семинарского храма, посвященного памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (+1879 г.), после Литургии Преждеосвященных Даров,  в Актовом зале Белгородской семинарии  по благословению ректора семинарии, высокопреосвященнейшего Архиепископа  Белгородского и Старооскольского Иоанна, при содействии  проректора по учебной работе  протоиерея Алексия Куренкова состоялась лекция православного философа, богослова и математика В.Н. Тростникова.

Ученый-христианин,  автор более 100 работ по различным разделам физики и математики, а также книг по научной апологетике христианства «Мысли перед рассветом», «Понимаем ли мы Евангелие», «Раздумья в пути», «Православная цивилизация», «Россия земная и небесная», «Бог в русской истории», учебного пособия по Православной культуре, множества  ярких публицистических статей православной тематики, изданных в журнале «Русский Дом»,  В. Н. Тростников еще в советское время никогда не боялся излагать собственные смелые суждения, идущие вразрез с общепринятыми представлениями,  в том числе и  с  советской государственной идеологией.
     Встреча с такой личностью – ученым-христианином и русским патриотом,  – всегда событие, особенно важно оно для тех, кто выбрал для себя путь православного миссионера и священника в наше время.
Студенты Белгородской семинарии с большим интересом прослушали лекцию  Виктора Николаевича, который предложил  поразмышлять  над философским осмыслением истории Христианской Церкви. В.Н. Тростников  сопоставил два исторических пути - Римской Церкви и Русской Православной Церкви.
    Римо-католическая Церковь, по мнению В.Н. Тростникова, может быть названа  Церковью германской: в самом деле, история  показывает, что в конце V века Римская  империя была подчинена германцам. Главенствующую роль  в эту эпоху  занимали выходцы из германских  регионов, под  натиском которых Римская империя пала и возник романо-германский мир, в котором стали править германские вожди и короли. Интересный факт – с самого начала все эти завоеватели были  лояльны  империи, т.е. стремились получить ее подданство, причем подданство  восточно-христианского императора. Римское государство существовало 800 лет - сначала как республика, потом как империя. Это наложило печать на менталитет европейцев, одной из главных черт которого было стремление к единству. Этот менталитет сохранял свое значение даже на развалинах империи. В начале VIII века была предпринята  попытка  вернуть  утраченное  европейское  единство через создание империи Карла Великого. Подобные попытки к восстановлению империи возникали и позднее в истории  Западной Европы – в начале  XIX века, в 20-е годы XX в. , когда в период между двумя мировыми войнами возник проект пан-Европы. Наконец, современный Евросоюз – это все то же  стремление западноевропейцев к единству, все то же  наследие  римского Pax Romana.
Что касается усилий Карла Великого по восстановлению Римской империи в VIII веке, то они закончились тем, что империя действительно была создана, но  существовала номинально, при внуках Карла распалась сначала на три части, а далее – на еще более мелкие части, когда в Западной Европе возник жизненный уклад, называемый феодализмом. В хозяйственном смысле феодализм был необходим, но он неизбежно сопровождался политической раздробленностью. Историческая ситуация сложилась такая: народы Европы  хотели единства, а экономика диктовала раздробленность. Единство могла обеспечить только Церковь, которая на Западе была одна – Римская. И эту перспективу Римская Церковь увидела  перед собой очень хорошо, поняв, что она и только она может стать объединительницей Европы в духовном смысле. Именно в контексте этого  и нужно рассматривать папизм, подчеркнул В.Н. Тростников, то есть как альтернативу  политической раздробленности Европы.  Однако по мере  укрепления  этой идеи – идеи духовного объединения европейских народов - перед Римской Церковью возник соблазн  завладеть не только душами своей паствы, но и ее кошельками - соблазн физического, материального завоевания. И Рим не устоял перед этим соблазном, став богатейшим институтом Европы, который имел ордена, банки, производства, влияние во всех концах Европы. Все эти процессы стяжания богатства и влияния сопровождались подгонкой христианских догматов под идею папизма. Например, филиокве  как нельзя пришелся ко двору: он подтверждал одну из идей папизма о том, что папа является наместником Христа, заместителем Его.  Согласно филиокве Дух Святой исходит от  Бога Сына (не только от Бога Отца) - но если папа выполняет такую роль, то получается, что Дух Святой  исходит и от папы. Под папизм работали и другие нововведения в догматике  католической Церкви: учение о непорочном зачатии, о  примате папе, чистилище...  Так исторический путь Западной Церкви неизбежно вел к деградации Церкви.
       Затем В.Н. Тростников обратился к философскому осмыслению исторического пути Русской Православной Церкви, поставив достаточно интересный вопрос: будь у Русской Церкви такие перспективы,  как у Римской, устояла бы она перед теми историческими соблазнами, которые открылись перед Римом? Как известно, после Ярослава Мудрого, разделившего  между сыновьями уделы, на Руси началась неспокойная эпоха феодальной раздробленности, схожая с той, что существовала на западе. И так же, как на западе Римская Церковь, единство  русских земель сохраняла   Русская Православной Церковь.  Но папоцезаризм не смог развиться на русской почве потому, что этому промыслительно препятствовало то обстоятельство, что после  крещения Русская Церковь достаточно долго, вплоть до конца XVI века, была одной из митрополий Византийского  Патриархата, т.е  не была автокефальной. Русская Православная Церковь в своих отношениях с государством  пошла по византийскому пути, который в идеале был обозначен как путь симфонии. Впрочем, Петром Великим эта идея, так или иначе имевшая воплощение в истории Руси, была попрана.

     А вот сегодня, считает философ, мы близки к воплощению в жизнь идеи симфонии более, чем когда либо.  В.Н. Тростников предложил осмыслить концепцию симфонии как концепцию отделения Церкви от государства. В истории православия идея отделения Церкви от государства  была сформулирована вовсе не в XX в., а  еще в 6 новелле императора Юстиниана Великого именно  как идея симфонии, хотя появилась она даже еще раньше -  при Константине Равноапостольном.  В самом деле, суть идеи симфонии в том, что государство и Церковь четко разграничивают сферы своего  действия, не вмешиваются  в дела друг  друга, и в то же время поддерживают друг друга, работая на одну общую идею - блага народа. Что это, как не идеальное отделение государства от Церкви?

       В контексте сказанного  В.Н. Тростников обратился к задачам миссионерства.  Миссионерство может осуществляться на трех уровнях:  первый уровень – это святость,  уровень, которого достигают немногие, второй уровень – воцерковленность, которого достигают люди уже исчисляемые в процентном отношении,  а  третий – приобщение к истине через культуру, уровень по количеству вовлеченных самый обширный. Именно  на этот третий уровень и должно быть направлено внимание миссионера. Миссионерская деятельность состоит в приобщении людей к истине Церкви через культуру, поэтому  современный православный  миссионер, подчеркнул философ, должен  владеть культурой,  должен побеждать на дискуссиях, показывая, что  Христова истина – это великая философия, которая отвечает на все запросы культуры, начиная с научных.

       После лекции  состоялась беседа философа и писателя со студентами,  в ходе которой В. Н. Тростников ответил на ряд вопросов, показал недавно изданную книгу о славянских народах России, Украины и Беларуси «Кто мы?». По окончании занятия студенты от души поблагодарили Виктора Николаевича за интересную и поучительную встречу.

Подготовлено Администратором сайта БПДС

 

Главное меню

Главные ссылки

    

  

Галерея

Миссионерский альбом
Семинарская жизнь

TEMPUS-TEMPLUM

Православный календарь:


Счетчик посещений сайта  от 0 час 00 мин ( за сутки):

Виджет Yandex

Белгородская семинария
Официальный сайт Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью)

БПДС на facebook

БПДС в контакте

 

Последние комментарии

  • Ето книга нужна для мисионерской работе в Болгария - Варна.

  •  острые вопросы и обсуждались проблемы современного образования. Надеемся, что руководство страны обратит на них внимание!

    Выражаем благодарность организаторам за высокий уровень проведения мероприятия!

    С уважением, преподаватели и студенты Воронежского государственного университета.

Вход в систему