В Белгородской семинарии прошла научно-практическая конференция «Православная экклезиология: церковная история, догматические основания, современные аспекты»
В Белгородской православной духовной семинарии (с м/н) в рамках Четвертых Иннокентиевских миссионерских чтений прошла научно-практическая конференция «Православная экклезиология: церковная история, догматические основания, современные аспекты».
На конференции рассматривался ряд вопросов, посвященных экклезиологии Русской Православной Церкви, историческим и научно-богословским аспектам экклезилогических исследований, этапам становления православной экклезиологии, догматическим основаниям экклезиологии, роли святоотеческого наследия в учении о Церкви, проблеме соотношения мистического и канонического в православной экклезиологии, вопросам канонического просвещения и духовно-педагогической роли Церкви, современному состоянию экклезиологии Русской Православной Церкви в XXI в., направлениям духовного образования в их синхронном и диахронном измерениях, о соотнесенности православной миссии и образования, о результативности русской православной миссии в духовном воспитании молодежи, о подвиге мученичества и исповедничества в истории Церкви.
В связи со сложившимися эпидемическими условиями конференция была проведена в заочной форме.
В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты как Белгородской православной духовной семинарии (с м/н), так и представители других регионов. На конференции были представлены доклады из Владимирской православной духовной семинарии, из Казанской православной духовной семинарии, из Курской православной духовной семинарии, а также из образовательных учреждений г. Белгорода.
Доклады участников конференции отличались глубиной заявленной тематики, профессиональным рассмотрением вопросов, указанных в качестве приоритетных для работы конференции, результативным выходом на конкретные предложения по решению обозначенных задач.
В статье архимандрита Зосимы (Шевчука), кандидата педагогических наук, доцента,руководителя образовательных курсов для монашествующих при Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии и преподаватель семинарии, игумена Свято-Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира «Становление духовного образования в России в 1990-е годы». В статье рассматриваются некоторые аспекты становления духовного образования в России в 1990-е годы, показываются сложности этого процесса, а также дается его характеристика, выделяются особенности. На основе материалов как официальных докладов Святейшего Патриарха и председателя Учебного Комитета при Священном Синоде, так и материалов научных выступлений и исследований, в краткой форме дается объемная картина происходившего. Автор отмечает, что те задачи, которые в то время намечались Святейшим Патриархом и Учебным Комитетом по организации духовного образования в России сейчас во многом достигнуты. Несмотря на появление новых проблем, можно говорить о развитии
духовного образования в России. В качестве вывода, выдвинут тезис о том, что хотя в силу объективных причин имеет место количественное сокращение, современное Российское духовное образование в целом соответствует тем задачам, которые ставит Священноначалие.
В статье иерея Дмитрия Ларионова, ассистента-преподавателя кафедры общей и церковной истории в Казанской Духовной Семинарии «Научно-исследовательский и преподавательский путь профессора П. В. Знаменского и его участие в жизни кафедры русской церковной истории в казанской духовной академии с 1870 по 1897 гг.» представлен обзор жизни и анализу научно-исследовательской и преподавательской деятельности известного профессора русской церковной истории – П. В. Знаменского, вошедшего в историю Казанских духовных школ как «светоч» русской истории. Период его деятельности неразрывно связан с расцветом церковно-исторической школы в Казанской духовной академии. Через его лекции и наставления прошло не малое количество студентов, ставшие в дальнейшем знаменитыми учеными, профессорами, преподавателями и служителями Церкви. К примеру, Ф. В. Благовидов и И. М. Покровский, которые стали продолжателями в деле развития и формирования кафедр русской истории в Казанской духовной академии. П. В. Знаменский внес неоценимый вклад как в становление и формирование кафедры русской церковной истории в академии, так и в развитие русской исторической науки в целом. По большей части в статье рассматривается основной период жизни профессора – научно-исследовательская деятельность и преподавание в Казанской духовной академии с 1870 по 1897 гг. В материале представлен анализ научно-исследовательской работы профессора и дается характеристика его преподавательской деятельности.
В статье К.А. Дудковой, заместителя заведующего учебно-методическим отделением, учащейся отделения дополнительного образования по направлению «Миссионерство» Казанской православной духовной семинарии, «Миссионерское образование для мирян в конце XIX в. Современное положение» рассматривается вопрос о миссионерском образовании для мирян. В рамках этой темы проведено исследование документа «Деяния III Всероссийского миссионерского съезда», который проходил в городе Казани в 1897 году. В первой части статьи приводятся особенности создания миссионерских кружков для мирян, озвученных в рамках работы съезда. Статья знакомит с требованиями к качеству и характеру деятельности «миссионерствующего мирянина» периода конца XIX в. Во второй части статьи приведен обзор документов, принятых в Руской Православной Церкви в период конца XX начала XXI вв., касающихся вопроса образования мирян. Автор статьи делает выводы о существующих проблемах в рамках миссионерской подготовки мирян.
Статья Рыбочкина С.А., чтеца, студента 1 курса магистратуры Казанской православной духовной семинарии «Преподавание инородческих языков в начальных и средних духовных учебных заведениях Казанской епархии в XIX веке» рассматривает вопрос о преподавании инородческих
языков в начальных и средних учебных заведениях Казанской епархии на протяжении XIX века. Особый акцент в статье делается на преподавании татарского языка в Казанских духовных училище и семинарии. Рассмотрены личности, приложившие немало сил для развития преподавания инородческих языков: о. Александр Троянский, Каюм Насыри и др. В статье проанализированы причины, которые поспособствовали началу преподавания этих языков, а также трудности, с которыми столкнулось высшее начальство, и основные методы преподавания, делаются выводы о важности изучения инородческих языков для миссии в Казанском крае.
В статье М.А. Адамова, кандидата исторических наук, преподавателя Курской православной духовной семинарии «Деятельность духовно-учебного Отдела в ходе Третьей сессии Поместного Собора 1917-1918 гг.: итоги и решения» рассматривает ход событии, связанных с обозначенной тематикой, делаются исторические и научно-экклезиологические выводы.
В статье Колесникова С.А., доктора филологических наук, проректора по научной работе БЛДС (с м/н), «Христианская экклесиология и исторический процесс: аспекты богословского осмысления взаимоотношений Церкви и истории» рассматривается вопрос соотнесенности христианской Церкви и исторического процесса в различных историографических проектах. В качестве определяющих направлений осмысления взаимоотношений Церкви и истории рассматриваются этапы становления теологического историзма в различных персональных концепциях. Церковь как стержень истории становится основополагающим принципом в историографических построениях христианства. Система церковно-историографических координат стремилась раскрыть смысл священной истории как передачу Божественной истины. История империй как земной политической конструкции в своей грандиозности количественных событий соединяется с метафизической глубиной истории Церкви с ее величием качественно нового миропонимания. Именно теологический историзм в ходе становления историографии дает пример результативного союза теологического и гуманитарного, позволяет наметить основные линии развития историографии в перспективе.
В статье Т.А. Полетаевой, кандидата философских наук, доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин БПДС (с м\н) «Диахронные и синхронные дискурсы власти: деструктивный и покаянный аспекты» представлена проблема генезиса власти в ее историческом и духовно-религиозном осмыслении, рассматривается вопрос о духовной ответственности власти за происходящие исторические изменения.
В статье Р.В. Капиноса, кандидата экономических наук, научного сотрудника БПДС (с м/н) «Применение корреляционного анализа к исследованию монастырских хозяйств России (бицелевых конфессиональных хозяйств экологической направленности, относящихся к частно-коллективной форме собственности)» рассматриваются аспекты современного монастырского хозяйства, основные направления повышения эффективности христианского хозяйствования.
В работе конференции также приняли участие и другие представители регионов страны, а также преподаватели и воспитанники Белгородской православной духовной семинарии.
В целом научно-практическая конференция в рамках Четвертых Иннокентиевских миссионерских чтений прошла результативно и продуктивно, позволила взглянуть на заявленную проблематику с новых позиций, определяющих перспективу дальнейших научно-богословских изысканий.
Пресс-служба семинарии