Известные выпускники
Вследствие плохих способностей мальчику приходилось учить уроки даже и тогда, когда другие его сверстники играли на дворе. От шума и возни Михаил Булгаков уходил с учебником в сложенные во дворе поленницы дров и там всеми силами старался усвоить заданные уроки. Здесь произошел с ним удивительный случай. Нечаянно брошенный товарищем камень перелетел через дрова и попал в голову учившему урок мальчику. Залитого кровью, его отнесли в училищный лазарет, полагая, что после такого кровоизлияния он не в состоянии будет продолжать учение. Но случилось другое, совсем противоположное: с заживанием раны исчезли все следы физической болезненности и умственной вялости ученика Булгакова; учителя не узнали своего отстававшего, малоспособного ученика. Быстрый, неожиданный расцвет его духовных сил и способностей выдвинул Булгакова на первое место в классе и обеспечил блестящий успех при переходе в семинарию.
В семинарии обнаружились еще ярче выдающиеся способности семинариста Булгакова. За свои блестящие успехи в науках он приобрел такую любовь и расположение наставников, что они называли его не по фамилии, как обычно называли всех учеников, а по имени и отчеству — Михаил Петрович. Ректором семинарии был в это время архимандрит Елпидифор (Бенедиктов), впоследствии архиепископ Таврический. Он и другие преподаватели не переставали заботиться о дальнейшем развитии юноши с необычайными способностями. Ректор семинарии в знак особого внимания к способному ученику дал ему для прочтения сочинение знаменитого проповедника того времени — архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) «Последние дни земной жизни Иисуса Христа», напечатанное в журнале «Христианское чтение». Это сочинение так поразило впечатлительного юношу, что он собственноручно переписал весь труд Преосвященного Иннокентия.
В семинарии Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, древние и новые, развил эту замечательную по ясности, легкости и простоте речь, которой выделяются все его труды, привлекая к себе читателя строгой логичностью мысли и точностью языка. Благодаря содействию преподавателя русского языка Любицкого, Михаил Булгаков знакомился с литературой и впоследствии с благодарностью вспоминал, что этот живой и талантливый учитель научил его любить русскую литературу и «великий, свободный русский язык».
Юноша познакомился в семинарии с «Историей государства Российского» Н. М. Карамзина, с поэзией В. Л. Жуковского, который навсегда остался его наиболее любимым и созвучным поэтом.
В 1837 г., 14 июня Михаил Булгаков окончил семинарию первым по списку и в августе того же года поступил в Киевскую Духовную Академию, получив высшие отметки по всем предметам вступительных экзаменов. Здесь еще в большем блеске развернулись замечательные дарования студента Булгакова: сила логического мышления, способность к усвоению богословских, философских и исторических знаний, к овладению иностранными языками, из которых он свободно владел латинским, греческим, еврейским и французским и свободно читал на немецком, итальянском и на всех славянских (польском, чешском, сербском, болгарском) языках.
15 февраля 1841 г. студент Михаил Булгаков, согласно своему прошению, был пострижен в монашество с именем Макария и по прошествии нескольких недель рукоположен в иеродиакона. Окончив Академию с ученой степенью магистра, он 23 июня 1841г. был рукоположен в иеромонаха и 2 августа назначен бакалавром Академии при только что открытой кафедре русской гражданской и русской церковной истории.
Судьба, однако, не сулила молодому ученому отдать свои силы на служение воспитавшей его Киевской Академии. 5 августа 1842 г. иеромонах Макарий был переведен на работу в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Петербургский период жизни Макария длился 15 лет (1842-1857), в продолжении которых он прошел весь путь академической работы — от преподавательской деятельности до ректуры включительно. Ректорство его, хиротонисанного в 1851 г. в сан епископа, оставило глубокий и благотворный след в истории Академии.
В 1857 г. епископ Макарий был назначен на Тамбовскую кафедру. Прощание ректора со студентами и сослуживцами носило необычайный характер и свидетельствовало о глубокой нравственной связи, установившейся между всем коллективом Академии, о полном единодушии в нем.
В 1859 г. епископ Макарий был переведен архиепископом из Тамбова в Харьков, а в 1868 г. из Харькова в Вильно. В 1879 году архиепископ Макарий был возведен в сан Митрополита Московского, в котором и пребывал до самой своей кончины в 1882 году.
Важнейшими учеными сочинениями Митрополита Макария являются: «Введение в Православное Догматическое Богословие» (первое издание вышло в 1847 г., пятое — в 1884г.), пятитомное «Догматическое Православное Богословие» (первое издание в 1851 — 1853 гг., четвертое в 1883г.). В 1854г. вышла в свет «История русского раскола старообрядчества», а с 1857 г. «История Русской Церкви» в 12 томах, из которых последний напечатан уже после кончины автора его братом, протоиереем Петербургского Казанского собора Александром Петровичем Булгаковым. Все эти монументальные труды и поныне сохраняют свое значение, как первоклассные произведения этих отраслей знания.
К научному и всякому умственному труду Митрополит Макарий относился всегда с особой симпатией и всем труженикам науки всегда оказывал самое энергичное моральное, а часто и материальное содействие, завершившееся пожертвованием в Академию Наук всех 120 000 рублей, полученных им в качестве литературного гонорара от продажи его сочинений, на премии за лучшие ученые и учебные сочинения. Весь этот капитал Митрополит Макарий пожертвовал в 1867г. на учреждение премий его имени за лучшие оригинальные сочинения на русском языке так, чтобы один год премиальная сумма (5000 рублей в год) отпускалась в распоряжение Св.Синода для назначения премий за духовные сочинения, а на другой год поступала в распоряжение Академии Наук для выдачи премий за светские сочинения.
Кроме того, Митрополит Макарий сделал большие денежные пожертвования в пользу Духовных Академий и семинарий. «Приводя в памяти светлый образ Митрополита Макария,» — пишет И.Спасский, — «и имея в виду его великие труды в области отечественной богословской и церковно-исторической науки, об этом великом ученом-иерархе можно без преувеличения сказать словами нашей летописи:»Такого же не бысть прежде в Русской земле, и по нем не вем, будет ли таков».
Архиеп. Иаков — замечательная, выдающаяся личность. Он был пламенный учитель веры и ревностный борец против раскола, неуклонный и точный исполнитель всех церковных постановлений, неустанный горячий молитвенник, великий постник и подвижник. С юных лет он очень любил природу. От созерцания красот видимого мира возносился умом и сердцем к созерцанию красоты небесной.
В годы преподавательской деятельности в свободное от занятий время занимался археологией и историей. Все, что казалось ему важным и в личной жизни, и в общественной, он записывал в особую тетрадь, которую вел в виде дневника.
В период архипастырской деятельности преосвященный Иаков много потрудился в борьбе с расколом. Занимался в это время и миссионерской деятельностью.
В борьбе с раскольниками он избрал свой метод, собирал и тщательно изучал все старинные книги и записи, и делал с них снимки с целью поразить ревнителей мнимой старины их же оружием. Во время частых поездок по епархии святитель посещал самые отдаленные, укрывающиеся в лесах раскольничьи скиты, лаской убеждал обитавших в них (скитах) старцев и стариц обратиться в лоно Православной Церкви. Своими архипастырскими убеждениями и примером личной жизни за 15 лет служения в Саратовской епархии преосвященный Иаков возвратил в лоно Православия 18300 раскольников. Больших успехов добился он и в Нижегородской епархии.
Раскольники глубоко уважали святители за его кротость и благочестие и не раз говорили ему: «Владыко святый! Вот если бы такими, как ты, были все священники, то мы бы чтили и уважали их». Митр. Московский Филарет говорил, что добрые раскольники Саратовской и Нижегородской епархий все были бы в пастве преосвященного Иакова, если бы он долее пожил».
В деле обращения инородцев преосвящ. Иаков также достиг значительных успехов. В его святительство было крещено в Саратовской губернии около тысячи калмыков и столько же евреев. Преосвященный Иаков был и замечательный проповедник. Слова и речи его отличались простотой, задушевностью, искренностью, особой назидательностью и доступностью людям образованным и необразованным. Много внимания уделял преосвященный образованию юношества. Им было открыто несколько городских и уездных духовных училищ. Предметом особых забот и попечений архиепископа Иакова были воспитанники семинарии, как будущие пастыри и учители церкви Христовой. Святитель внушал им с особенным усердием изучать Священное Писание. «Помните,– говорил он юношам, — вы готовитесь быть светом миру, миру родному, русскому, который еще доселе ходит во тьме и ждет просвещения от своих пастырей». Владыка желал, чтобы у воспитанников семинарии развивалась способность к проповеданию слова Божия.
Немало заботился преосвященный Иаков и о сооружении храмов. По его благословению в обеих епархиях построены сотни храмов и молитвенных домов. Под его непосредственным руководством была устроена трехпрестольная церковь в Саратове под кафедральным собором и такая же церковь — под Нижегородским кафедральном собором. Принимал активное участие в благоустройстве Нижегородского Печерского монастыря. С любовью и состраданием относился святитель к бедным, больным и заключенным в темницах. Он посещал больницы, тюрьмы, раздавал нуждающимся щедрую милостыню, иногда сам оставаясь без копейки. В личной жизни преосвященный Иаков соблюдал строгое воздержание и пост. О посте он, по собственному опыту, так рассуждал: «Пост есть хлеб души, в начале сей хлеб кажется горьким, но впоследствии делается весьма сладкими благотворным. Хлеб сей дает силы, крепость и веселие душе. Душа со смирением и благодарением ко Господу насытившись сим хлебом, обрадованная, входит в сообщество с ангелами, с Самим Богом, охотно, свободно воспевает так внутреннюю молитву и, как веселая птица, реет по таинственному вертограду Господню». Во время совершения божественной литургии святителя охватывало чувство особенного смирения и благоговения. Он говорил, что «где нет смирения, там литургия для литургисающего во грех, а не во спасение». Как в Саратове, так и в Нижнем Новгороде все от мала до велика любили и почитали своего доброго архипастыря и приходили к нему за советом и благословением.
Усиленные труды надломили здоровье преосвященного Иакова. Он уже чувствовал приближение кончины и благодарил Бога, надеясь найти «по ту сторону гроба более жизни, более спокойствия, более радости, нежели находил по сию сторону могилы». Когда по приезде в Петербург его болезнь усилилась, святитель укреплял себя частым причащением Тела и Крови Христовых. Не имея сил стоять на ногах, он молился на коленях или лежал ниц на ковре, вознося сердечные молитвы к Богу. Перед самой кончиной святитель причастился св. Таин, соборовался елеем, со слезами просил у всех прощения. Обратив очи на висевшее перед ним Распятие и со словами: «Господи, помилуй», он испустил дух.
Известны его труды: «По струнам сердца» (слова и речи в 5-ти книгах),1903, «Слова и речи» (четыре части). М., 1853., «Увещание к молоканам», 1839, «Статистическое описание Саратовской епархии», 1839, «Исторический очерк Саратовского края», 1848, «О беглопоповской секте в Саратовской епархии», «Исследование о месте Сарая, столицы Кипчаковской орды», «Состояние правосл. церкви в Кипчаковской орде», «Путевые заметки о г. Петровске (Записки Казанского университета за 1842-1843 гг.)», «Церковная археология» (в рукописи).
Напрямую связан с Белгородской семинарией и Американской миссией святителя Иннокентия – выпускник иеромонах Гедеон. Связано это с обстоятельствами поездки Гедеона в Русскую Америку. Он был направлен Синодом «для обозрения ново-крещенных в американских заведениях христиан». Кругосветное плавание Гедеон совершал на шлюпе «Нева», которым командовал Ю.Ф. Лисянский. На втором судне этой экспедиции, «Надежде», командиром которого был И.Ф. Крузенштерн, возглавлявший и всю экспедицию, направлялся с посольством в Японию Н.П. Резанов — один из учредителей Российско-Американской компании, посетивший после Японии Русскую Америку. И помимо исполнения поручения Синода Гедеон стал в Русской Америке, как он пишет, «ревностным при исполнении важных… предприятий поборником» Резанова. Следует отметить, что благодаря запискам Гедеона, приводимым в них письмам Резанова более отчетливо проступает и фигура последнего как видного деятеля эпохи, камергера двора, сыгравшего значительную роль в организации Соединенной Американской, затем Российско-Американской компании; проясняются его дальнейшие планы в отношении деятельности компании, которые преждевременная смерть помешала осуществить.
В литературе по Первому русскому кругосветному путешествию и Русской Америке информация о самом Гедеоне весьма скудная. В сочинении Ю.Ф. Лисянского мы встречаем имя Гедеона только в списках экипажа шлюпа «Нева». И. Ф. Крузенштерн и вовсе не упоминает о Гедеоне. И только в «Записках» приказчика Российско-Американской компании Н.И. Коробицына, участника того же плавания на «Неве», несколько раз говорится об отправлении Гедеоном службы во время путешествия. Коробицын называет Гедеона «иеромонахом посольской свиты». Далее он пишет, что Гедеон остался на Кадьяке при находящейся там духовной миссии настоятелем; сообщает, что Гедеон провел перепись алеутов на Кадьяке. И наконец, что «иеромонах Гедеон по предписанию… Резанова для просвещения тамошних народов занялся учением детей алеутских, коих по отбытии нашем с Кодиака во учрежденной тамо школе собрано было уже человек до ста, содержащихся на компанейском счете, из коих, соображая первоначальному их учению, должно ожидать хороших успехов».
И. Вениаминов упоминает Гедеона как «уполномоченного Св. Синода» в связи с историей кадьякской миссии, относя к ее действиям перевод Гедеоном на кадьякский язык «молитвы Господней», исполнение при Гедеоне и после него этой молитвы в церкви («потом она была оставлена и затеряна совсем»).
В обширном труде П.А. Тихменева, посвященном Российско-Американской компании, имя Гедеона не упоминается, а организация училища на Кадьяке и составление словаря «американцев» приписываются одному только Н.П. Резанову. Тихменев основывался при этом, по-видимому, на приводимом в Приложении ко 2-й части его труда письме Резанова директорам компании, присланном из Ново-Архангельска и датированном 6 ноября 1805 г. В этом письме Резанов касается вопроса об училище в колониях и о духовенстве, но лишь совсем бегло упоминает о Гедеоне. Так, он пишет о том, как во время трехнедельного пребывания на Кадьяке привлекал детей «американцев» в училище. Затем описывает, как «распекал» монахов «келейно и в присутствии отца Гедеона». И это все, что есть в письме о Гедеоне. Далее Резанов пишет, что «поручил я дирекцию над училищем» отцу Нектарию, «стыдил, что не знают они [священнослужители] американского языка по сие время… Поручил им собирать словарь… но как всякое дело [им] медведем кажется, то приступил я сам к сочинению словаря сего…». Остается непонятным, почему Резанов в этом письме пишет о поручении «дирекции» над училищем отцу Нектарию, а не Гедеону, тогда как за 5 месяцев до приезда Резанова на Кадьяк именно Гедеон и организовал училище, исполнял обязанности директора и обучал детей кадьякцев, а также сам готовил Нектария для учительской должности. Продол-жал директорскую и учительскую деятельность в училище Гедеон и после отъезда Резанова из Кадьяка. Об этом свидетельствуют многочисленные документы и письма самого Резанова, приводимые в записках Гедеона (и находящиеся в подлинниках в том же деле архива Синода).
В фонде Синода в деле «о возложении на означенного в американские заведения иеромонаха Гедеона креста» имеется послужной список. Там значится, что Гедеон — сын орловского священника, мирское его имя Гавриил, от роду ему 33 года (т. е., по всей вероятности, он 1770 года рождения), с 1785 г. обучался в Севской семинарии латинскому языку, грамматике и поэзии, а с 1790 г. — в Белоградской (Белгородской) семинарии Курской епархии французскому языку, логике, риторике, географии, истории, арифметике, физике, геометрии, философии и богословию. С 1797 г. определен при Белоградской семинарии учителем французского языка, с 1799 г. — учителем риторики и философии, с 1800 г. «преподавал риторический класс высшего разряда», а с 1802 г. определен также и учителем математики.
Иванцов-Платонов Александр Иванович, протоиерей (1835-1894) – богослов, церковный историк, проповедник и писатель XIX в. Сын священника г. Щигры, Александр в 1851 году поступил в Курскую духовную семинарию (Белгородская семинария называлась Курской с 1799 года, хотя находилась в Белгороде — это место сейчас можно найти на современном Свято-Троицком бульваре, напротив современного здания митрополии), где обратил на себя внимание необыкновенной даровитостью, прилежностью и даже талантом артиста. Правлением семинарии талантливый выпускник после окончания полного ее курса был рекомендован для поступления в Московскую духовную академию. После окончания академии 3 августа 1860 года он был назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковной истории. В 1863 году перешел в Москву законоучителем Александровского училища и настоятелем училищной церкви. В 1872 году был избран экстраординарным профессором церковной истории в Московском Государственном университете. В 1877 году за сочинение «Ереси и расколы первых трех веков христианства» был удостоен степени доктора богословия . В 1890 году оставил преподавание в Александровском училище, однако профессорскую службу и ученые труды продолжал практически до самой смерти в 1894 году. Целый ряд богословских трудов протоиерея Александра Иванцова-Платонова получил высокую оценку в научном сообществе. Гарнак, немецкий ученый, специалист по церковной истории, признавал докторскую диссертацию А. Иванцова-Платонова «весьма крупным явлением в науке» . Протоиерей Александр Иванцов-Платонов принимал также деятельное участие как литератор и общественный деятель в издании журналов «День», «Русская беседа», «Русь» И.С.Аксакова, «Православное обозрение», был одним из главных учредителей «Общества любителей духовного просвещения» и «Московского исторического общества» , а также одним из главных членов-учредителей благотворительного общества во имя преподобного Сергия Радонежского при Московской духовной академии .
Платонов Пётр Савич (1823-1858гг.) – профессор Санкт-Петербуржской медико-хирургической академии, доктор медицины. Родился в с. Серебрянка (сейчас Новооскольский район). Окончил Курскую Духовную семинарию в Белгороде. Поступил в Санкт-Петербуржскую медико-хирургическую академию со званием докторанта. После окончания академии был направлен в клинику великого русского хирурга Н.И. Пирогова. В 1853г. защитил диссертацию и был удостоен степени доктора медицины. Ученик Н.И. Пирогова, внёс значительный вклад в медицинскую науку. Им было написано 16 научных трудов. Был послан в научную командировку за границу, однако там скоропостижно скончался.
(По материалам дипломной работы выпускника Белгородской Православной Духовной Семинарии 2006 г. Руднева Дмитрия «ИСТОРИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ С МИССИОНЕРСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»)